|
Как этого добиться, если кроха еще не умеет говорить? Это вполне возможно! |
Отец 11-месячного Богдана обеспокоен: „Я боюсь, что, оставаясь один с ребенком, не пойму, когда он захочет попить, поесть или поспать. Будет проще, когда сын заговорит..."
Многие родители с нетерпением ждут, когда их дети заговорят, чтобы „наконец-то начать понимать друг друга". Но взаимопонимание может и должно зародиться гораздо раньше! Именно возникший между родителями и крохой невербальный контакт станет для малыша проводником в освоении языка, научит четко дифференцировать свои состояния, чувства, потребности, желания, а также стремление спокойно и вовремя о них сообщать.
Учитесь ловить все сигналы крохи, правильно их „считывать" и быть в постоянном контакте.
С самого рождения ребенок „говорит" с вами. Психологи называют эти попытки что-то сообщить вам невербальными сигналами. К ним относятся тон, тембр голоса, мимика, жест, поза. Все люди так или иначе чувствительны к невербальным сигналам — именно на их основе и строится доречевое понимание. Чего же хочет малыш? Он подает много разных сигналов — плачет, кричит, хнычет, икает. И все это — попытки что-то объяснить, донести свои потребности до родителей.
Чуткие мамы и папы учатся „читать" невербальные сигналы своего малыша и преуспевают в этом! Едва кроха наморщил лобик, мама уже знает, чем он недоволен, и приходит на помощь.
Подрастая, кроха расширяет свои „сигнальные" возможности. Когда его поняли, ребенок фиксирует это — запоминает, что именно данный знак или сигнал понятен взрослому. В следующий раз малыш повторит этот знак или использует другой, предложенный вами.
Так от плача кроха постепенно переходит к жестам и звукам, а затем к упрощенным словам („ам", „пи-пи", „бо-бо"), потом — к речи.
Говорите с малышом, обозначайте все его состояния. Ребенок устал, хнычет. Мама констатирует: „Ты устал", и кроха приобретает знание о себе как об уставшем. Теперь он знает, что с ним происходит. Называя различные состояния малыша, важно быть как можно более точным.
Как воспитать в себе восприимчивость к невербальным посланиям крохи?
Учимся ловить сигналы
Существует специальная методика, помогающая родителям настроиться на истинное взаимопонимание. Что же она подразумевает?
Адекватное представление о крохе и своей роли
Все в порядке, если вы:
- убеждены, что ребенок — это отдельная личность, проблемы и потребности которой равнозначны вашим;
- доверяете своему крохе, знаете, что его поведение имеет конкретные причины;
- воспринимаете общение как творческий процесс;
- стремитесь найти общий язык с малышом;
- понимаете и учитываете, что ребенок зависим от вас.
Контакт с собой
Для того чтобы понять ощущения и чувства малыша, необходимо понимать свои собственные ощущения, чувства и потребности.
Светлана, к примеру, жалуется на вспышки раздражения по отношению к годовалому сыну. Целый день она занята ребенком и домашней работой, откладывая собственные потребности на потом. В какой-то момент у мамы возникает раздражение, и такая ситуация травмирует обоих. Светлана забыла о себе и вымоталась, а следовательно, исчерпала внутренние ресурсы, чтобы договориться с ребенком.
Спрашивайте себя: „А какие у меня есть потребности? Чего мне хочется?" Это очень важно! Спокойная мама лучше поймет кроху.
Контакт с реальностью и ваше „присутствие”
Как правило, мы совмещаем роль родителей с множеством других ролей. Занимаясь сразу несколькими делами, вы словно отключаетесь от всего остального. Контакт с внешней реальностью становится слабым. Ребенок же воспринимает такое состояние мамы как ее отсутствие. Вы вроде бы и здесь, но мыслями далеко от него, он это чувствует! Проследите за качеством общения. Всегда ли вы „присутствуете", когда играете, занимаетесь с ребенком? Спрашивайте себя не менее 15 раз в день: „В контакте ли я сейчас с реальностью?"
Контакт с ребенком
Ире 1,5 года. На ее день рождения собрали малышей из сада, и девочка очень стеснялась в большой компании. Родители старались развлечь ее — малыши и взрослые водили хоровод вокруг Ирочки. Ночью у малышки поднялась температура под 40 °С — на нервной почве. Родители Иры не заметили, что кроха испытывает дискомфорт от повышенного внимания. Скованность в движениях, напряжение мышц, бледный вид, дрожь в коленях — вот те упущенные невербальные сигналы стресса, которые посылала девочка.
Тренируйте невербальное понимание малыша
Например, кроха размазывает пюре по полу. Выход:
- Подумайте, так ли ужасно происходящее?
- Мысленно опишите то, что видите (бросает на пол еду, макает пальцы в пюре).
- Почувствуйте, примерьте на себя детские жесты, мимику, голос, позу, дыхание.
- Дайте название состоянию малыша. Например, „учится кидать", „ему скучно", „он рисует", „устал".
- Ощутите состояние ребенка как личную потребность (хочется кидать, играть, рисовать, спать).
- Подберите свое ответное действие, адекватное данной потребности (переключите малыша на другую игру, сообщив, что едой не играют, уложите его спать).
Потренировавшись таким образом, вы сможете проделывать все это автоматически, лучше поймете своего малыша и не будете липший раз нервничать.