Беременность, роды

Первый год жизни

Форма входа

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


МОЙ МАЛЫШ


Среда, 18.06.2025, 05:12


 

        Практически любая про­блема, с которой об­ращаются к детскому психологу, в основе своей содержит элемент непони­мания между родителями и ребенком. Можно оградить себя от многих сложностей, если научиться понимать ма­лыша с самого рождения.

Как этого добиться, если кроха еще не умеет говорить? Это вполне возможно!

Чего тебе хочется?

Отец 11-месячного Богдана обеспокоен: „Я боюсь, что, оставаясь один с ребенком, не пойму, когда он захочет попить, поесть или пос­пать. Будет проще, когда сын заговорит..."

Многие родители с нетер­пением ждут, когда их дети заговорят, чтобы „наконец-то начать понимать друг друга". Но взаимопонимание может и должно зародиться гораздо раньше! Именно возникший между родителями и крохой невербальный контакт ста­нет для малыша проводником в освоении языка, научит чет­ко дифференцировать свои состояния, чувства, потреб­ности, желания, а также стремление спокойно и вов­ремя о них сообщать.

Доречевое понимание

Учитесь ловить все сигналы крохи, правильно их „считы­вать" и быть в постоянном контакте.

С самого рождения ребе­нок „говорит" с вами. Психо­логи называют эти попытки что-то сообщить вам невер­бальными сигналами. К ним относятся тон, тембр голоса, мимика, жест, поза. Все люди так или иначе чувствитель­ны к невербальным сигна­лам — именно на их основе и строится доречевое пони­мание. Чего же хочет ма­лыш? Он подает много раз­ных сигналов — плачет, кри­чит, хнычет, икает. И все это — попытки что-то объ­яснить, донести свои потреб­ности до родителей.

Чуткие мамы и папы учатся „читать" невербаль­ные сигналы своего малы­ша и преуспевают в этом! Едва кроха наморщил ло­бик, мама уже знает, чем он недоволен, и приходит на помощь.

Подрастая, кроха расши­ряет свои „сигнальные" воз­можности. Когда его поняли, ребенок фиксирует это — за­поминает, что именно дан­ный знак или сигнал понятен взрослому. В следующий раз малыш повторит этот знак или использует другой, предложенный вами.

Так от плача кроха посте­пенно переходит к жестам и звукам, а затем к упрощен­ным словам („ам", „пи-пи", „бо-бо"), потом — к речи.

Говорите с малышом, обоз­начайте все его состояния. Ребенок устал, хнычет. Мама констатирует: „Ты устал", и кроха приобретает зна­ние о себе как об уставшем. Теперь он знает, что с ним происходит. Называя раз­личные состояния малыша, важно быть как можно более точным.

Как воспитать в себе вос­приимчивость к невербаль­ным посланиям крохи?

Учимся ловить сигналы

Существует специальная ме­тодика, помогающая роди­телям настроиться на истинное взаимопонимание. Что же она подразумевает?

Адекватное  представле­ние о крохе и своей роли

Все в порядке, если вы:

- убеждены, что ребенок — это отдельная личность, про­блемы и потребности кото­рой равнозначны вашим;

- доверяете своему крохе, знаете, что его поведение имеет конкретные причины;

- воспринимаете общение как творческий процесс;

- стремитесь найти общий язык с малышом;

- понимаете и учитываете, что ребенок зависим от вас.

Контакт с собой

Для того чтобы понять ощу­щения и чувства малыша, необходимо понимать свои собственные ощущения, чувс­тва и потребности.

Светлана, к примеру, жа­луется на вспышки раздра­жения по отношению к годовалому сыну. Целый день она занята ребенком и до­машней работой, откладывая собственные потребности на потом. В какой-то мо­мент у мамы возникает раз­дражение, и такая ситуация травмирует обоих. Светлана забыла о себе и вымоталась, а следовательно, исчерпала внутренние ресурсы, чтобы договориться с ребенком.

Спрашивайте себя: „А ка­кие у меня есть потребнос­ти? Чего мне хочется?" Это очень важно! Спокойная ма­ма лучше поймет кроху.

Контакт с реальностью и ваше „присутствие

Как правило, мы совмещаем роль родителей с множест­вом других ролей. Занимаясь сразу несколькими делами, вы словно отключаетесь от всего остального. Контакт с внешней реальностью ста­новится слабым. Ребенок же воспринимает такое со­стояние мамы как ее отсутс­твие. Вы вроде бы и здесь, но мыслями далеко от него, он это чувствует! Просле­дите за качеством общения. Всегда ли вы „присутствуе­те", когда играете, занимае­тесь с ребенком? Спрашивай­те себя не менее 15 раз в день: „В контакте ли я сейчас с ре­альностью?"

Контакт с ребенком

Ире 1,5 года. На ее день рождения собрали малышей из сада, и девочка очень стеснялась в большой компании. Родители старались развлечь ее — малыши и взрослые во­дили хоровод вокруг Ирочки. Ночью у малышки поднялась температура под 40 °С — на нервной почве. Родители Иры не заметили, что кро­ха испытывает дискомфорт от повышенного внимания. Скованность в движениях, напряжение мышц, бледный вид, дрожь в коленях — вот те упущенные невербальные сигналы стресса, которые посылала девочка.

Тренируйте невербальное понимание малыша

Например, кроха размазыва­ет пюре по полу. Выход:

- Подумайте, так ли ужасно происходящее?

- Мысленно опишите то, что видите (бросает на пол еду, макает пальцы в пюре).

- Почувствуйте, примерьте на себя детские жесты, мими­ку, голос, позу, дыхание.

- Дайте название состоянию малыша. Например, „учится кидать", „ему скучно", „он рисует", „устал".

- Ощутите состояние ребен­ка как личную потребность (хочется кидать, играть, ри­совать, спать).

- Подберите свое ответное действие, адекватное данной потребности (переключите малыша на другую игру, со­общив, что едой не играют, уложите его спать).

Потренировавшись таким образом, вы сможете про­делывать все это автомати­чески, лучше поймете своего малыша и не будете липший раз нервничать.

 

 

 

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Здоровье

    ...
    Яндекс.Метрика

    Copyright MyCorp © 2025 Конструктор сайтовuCoz