Беременность, роды

Первый год жизни

Форма входа

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


МОЙ МАЛЫШ


Воскресенье, 15.06.2025, 23:56


 

      Первый год жизни ма­лыша — это время стремительных пере­мен. Потребности, привычки и поведение растущего чело­вечка меняются очень быст­ро. Кажется, лишь недавно нашлись ответы на вопро­сы, связанные с кормлением новорожденного, 

  наладил­ся привычный ритм жизни. И вот снова приходится выслушивать противоречи­вые советы и штудировать Интернет в поисках инфор­мации — пришла пора вво­дить прикорм. Введение при­корма ВОЗ определяет как „кормление грудных детей продуктами и жидкостями в дополнение к грудному молоку или адаптированной смеси". Сначала малыши по­лучают пищу переходного периода: это продукты для прикорма, специально пред­назначенные для удовлетво­рения специфических пот­ребностей грудного ребенка. А затем приходит время для еды с семейного стола — ма­лыши обычно оказываются способны питаться с общего семейного стола примерно к возрасту одного года. Пос­ле этого продукты больше не нужно модифицировать для удовлетворения особых потребностей крохи.

Противоречивая информация

Принципы введения прикор­ма так сильно поменялись за последнее десятилетие, что тема эта является одной из самых спорных и запутанных. Бабушки уверяют, что прикорм надо начинать в трехнедельном возрасте с нескольких капель свежеотжатого сока. Педиатры ста­рой закалки больше не при­зывают к таким крайностям, но и сильно поступаться принципами не намерены. Давать сок ребенку они теперь предлагают с трех месяцев. Распространенная рекомендация многих совре­менных докторов — прикорм начинать в четыре-четыре с половиной месяца, если малыш находится на искусст­венном вскармливании, и в шесть месяцев, если кроха ест исключительно мамино молоко. Может, сроки вве­дения прикорма для каждого ребенка индивидуальны, и в компетенцию педиатра вхо­дит решать, когда начинать давать „взрослые* продукты именно вашему малышу? Вов­се нет!

В руководствах по здоро­вому питанию грудных детей и детей раннего возраста, выпущенных в 2009 году, реко­мендовано вводить прикорм не ранее 6 месяцев. Незави­симо от типа вскармливания ребенка. До шестимесячного возраста кроха, находящийся на исключительно грудном вскармливании, должен по­лучать только мамино моло­ко. Деткам, которых кормят искусственно, до шести ме­сяцев рекомендована адап­тированная молочная смесь и допаивание водой. Мин­здрав предостерегает от бо­лее раннего введения в раци­он ребенка иных продуктов и жидкостей, Это связано с тем, что (цитирую доку­мент) „слишком раннее введе­ние прикорма может вызвать диспептические заболевания и пищевую аллергию".

Кроме того, может на­чаться отставание в росте и развитии из-за того, что питательные вещества, по­падающие малышу со „взрос­лой" пищей, усваиваются не полностью. Детский ор­ганизм до определенного возраста просто не способен вырабатывать в достаточном количестве нужные фермен­ты для переваривания твер­дых продуктов. На этом фоне возрастает риск недостаточ­ности питания.

Медики постоянно прово­дят исследования в облас­ти питания детей грудного возраста. Последнее из них проводила ВОЗ в семи странах мира в 2002 году. Выяснилось, что введение прикорма раньше шести ме­сяцев увеличивает риск забо­левания пневмонией и повто­ряющегося отита из-за сниже­ния общей сопротивляемости организма малышей. Дети, которые кормились только грудью (или адаптированной смесью) на протяжении пер­вых шести месяцев жизни, начинали раньше ползать и ходить по сравнению с деть­ми, получавшими прикорм вскоре после исполнения че­тырех месяцев. По всем этим причинам начало прикорма с шести месяцев — это на се­годня официальная рекомен­дация министерств здравоох­ранения большинства стран мира. Итак, рекомендации по срокам введения прикор­ма однозначны, а вот единой схемы, по которой малыша приучают ко взрослой пище, пока нет. Два самых распро­страненных варианта при­кормов — педиатрический и педагогический. У каждо­го есть как сторонники, так и противники.

Педиатрический прикорм

С чего начать?

Цель прикорма—обеспечить ребенка дополнительным количеством энергии и полезных веществ. В Украине педиатры чаще рекомендуют начинать с овощного пюре, в США и некоторых евро­пейских странах — с каши. Вещества, дефицит которых начинает особо ощущаться после полугода, — это желе­зо и цинк. Поэтому в качестве первого прикорма ребенку рекомендуют кашу или ово­щи, в которых эти минералы находятся в достаточном ко­личестве.

Можно выбрать любую схему, но желательно соб­людать важный принцип: по калорийности и содер­жанию микронутриентов прикорм не должен уступать грудному молоку или адапти­рованной смеси. Ведь объем желудка у грудничка неболь­шой. И если энергетическая ценность пищи ниже, чем у грудного молока, кроха те­ряет в энергии и питательных веществах. Значит, продукты прикорма должны иметь вы­сокую плотность энергии, а давать их нужно малыми объемами и часто. Слишком жидкая каша, бульон, соки и тому подобные продукты не могут выступать в качест­ве первого прикорма — для малыша это серьезная поте­ря в качестве питания!

В некоторых семьях, где детки находятся на искус­ственном вскармливании, введение новых продуктов воспринимается как возмож­ность экономить на дорого­стоящих баночках со смесью. На первых порах прикорм не должен заменять адапти­рованную молочную смесь, продукты прикорма допол­няют, но не заменяют ее. Грудное молоко или смесь еще долгое время будут со­ставлять основную часть дневного рациона малыша.

Что приготовить?

Начинать педиатрический прикорм надо с продуктов, состоящих из одного компонента. Каша должна быть без коровьего молока и са­хара и состоять из одного вида зерна. Каши-коктейли из разных сортов злаков со­держат большое количество глютена — вещества, кото­рое организм крохи воспри­нимает с трудом. Предпочте­ние сначала следует отдать безглютеновым кашам: рисо­вой, гречневой и кукурузной Позже можно ввести манную и овсяную. Готовить кашу нужно на воде, материнском молоке или привычной для ребенка смеси.

На коробочке с кашей про­мышленного производства должно быть написано „без сахара, без глютена, без мо­лока, без красителей".

Для первого овощного пюре лучше всего подходят кабачок или цветная капуста (они гипоаллергенны). Начи­нать с овощного пюре реко­мендуют деткам со склоннос­тью к запорам. Пюре должно быть однокомпонентным, без соли и масла. Овощи моют и готовят на пару 15 минут, протирают через сито или взбивают блендером. Можно развести пюре небольшим ко­личеством грудного молока.

В первый раз достаточно дать крохе 1/2 чайной лож­ки новой еды. Проследите за состоянием стула и кожи ребенка. Если никакой ре­акции нет, то через день- два можно давать прикорм уже в объеме двух чайных ложек. А к концу недели — 30-40 г пюре. В следующую неделю объем прикорма постепенно увеличивается до 150 г. На второй неделе в овощное пюре можно до­бавить растительное масло (на 150 г пюре 3 мл масла). Если малыш отказывается от твердой пищи, отложите начало прикорма или пред­ложите другой вид овоща.

На третьей неделе можно вводить второй овощ. Добав­ляйте его небольшими пор­циями к уже проверенному. Например, к кабачку — мор­ковку. Так, чтобы через две недели общий объем прикор­ма составлял около 200 г.

Если вы замечаете покрас­нение или шелушение кожи, расстройство стула, прекращайте прикорм этим овощем. Когда пройдет реакция, попробуйте его заменить другим, а к этому вернетесь через какое-то время.

Педиатры считают, что начинать прикорм можно и с детского питания промышленного производства. Для начала берите баночки с пюре из одного овоща, без соли, специй и крахмала. Однокомпонентные продукты позволяют отследить реак­цию малыша на новую пищу. Некоторые детки овощное пюре воспринимают не сразу, но за несколько дней терпе­ливая мама сможет приучить кроху к непривычной еде.

Педагогический прикорм

Это не схема в традиционном понимании, так как в нем нет конкретных рекомендаций

относительно последователь­ности введения продуктов и их сочетаний.

Этот вид прикорма под­ходит только тем деткам, которые к шестимесячному возрасту все еще питаются маминым молоком. Задача обучающего прикорма — познакомить ребенка с пи­щей и научить правильно вести себя во время еды. Педагогический прикорм не ставит своей целью накор­мить. Он направлен на поддер­жание естественного интере­са к пище и формирование пищевого поведения. Нельзя пытаться накормить челове­ка, если он этого не хочет. Вся инициатива должна из­начально принадлежать ре­бенку: сохраняется принцип кормления по требованию. Малыш не просто открывает рот и ждет, пока в него что- то положат. Он — активный участник процесса.

Почему такое странное на­звание — „педагогический"? Современным родителям больше нравится рассматри­вать прикорм не как механи­ческий перевод ребеночка с жидкого „вида топлива" на твердое, а как знакомст­во с огромным пластом че­ловеческой культуры приема пищи. В одной семье за сто­лом принято вести непри­нужденную приятную беседу, в другой действует строгое правило: „Когда я ем, я глух и нем". Европейская семья пользуется ножом и вилкой, азиатская — палочками. И уж точно ни в одном доме никто не выплевывает кус­ки на тарелку и не балуется с едой. Ребенок с огромным интересом впитывает и пов­торяет абсолютно все!

Мы терпеливо говорим малышу: „Кубик красный, машинка желтая, мячик синий". И ребенок учит­ся, запоминает, развивают­ся его память и мышление, А как же „кислый, сладкий, холодный, твердый, душис­тый, рассыпчатый, сочный"? Отложим знакомство с этими понятиями до детского сада, когда настанет пора с боем переучивать кроху, привык­шего лишь пассивно откры­вать рот под песни, сказки и уговоры? Но ведь само­стоятельно доносить до рта ложку с кашей или чашку с водой способен научиться даже полугодовалый кара­пуз. Так зачем же упускать такие богатые возможности для социализации и раннего развития малыша?

Как пробудить пищевой интерес? Сажайте кроху за общий стол во время се­мейных трапез в специаль­ный стульчик или держите на руках. Постепенно он за­интересуется процессом еды, захочет подражать родите­лям, ему любопытно будет узнать, что же такое лежит в тарелках у мамы и папы.

Первый этап введения прикорма

Заметив активную заинте­ресованность малыша в еде, мама дает ему попробовать крошечную порцию бук­вально размером с горошин­ку. За один раз мы можем позволить малышу съесть не более пяти таких микро­порций. Предлагаем из того, что едим сами, но при этом стараемся выделить самый лучший и полезный кусочек. Мякоть печеного яблочка, кусочек цветной капусты из супа, горошинку нежир­ного мясного фарша, крошку каши, глоток компота..

Параллельно с мягкими и пюре образными продукта­ми знакомим малыша с едой твердой консистенции: ябло­ко, сушка, банан — все то, что он, удерживая в руках, будет пытаться мусолить и пережевывать. Жидкость предлагаем в объеме одного- двух глотков.

Скорость введения новых продуктов зависит от ре­акции организма малыша. Самый оптимальный ритм введения прикорма: в один день — один новый про­дукт. Но если кроха прояв­ляет повышенную готовность к принятию взрослой пищи, можно разрешить ему попро­бовать в один день еще пару крошек новых продуктов. Только обязательно в раз­ные приемы пищи, с интер­валом во времени, например на завтрак и ужин.

Самое главное: малыш ест именно то, что ест его мама, а потом „запивает" новые продукты маминым молоком, в котором содер­жатся фрагменты веществ, входящих в состав этих продуктов, и фрагменты пи­щеварительных фермеров, которые организм мамы ис­пользовал для их усвоения. Так мы страхуем иммунную систему крохи от аллерги­ческих реакций, а детский животик — от возмущений.

Детям, склонным к аллер­гии, можно разрешить поп­робовать несколько крошек какого-то одного нового продукта не чаще чем раз в два-три дня. За первый месяц прикорма малыш мо­жет успеть перепробовать большинство продуктов маминого рациона, научит­ся их усваивать, полюбит их вкус и продолжит про­являть живой и устойчивый пищевой интерес. Только после этого можно перехо­дить к следующему шагу.

Второй этап

Некоторым деткам требуется больше времени для ознако­мительного этапа, другим достаточно и двух недель. Объем съеденного продукта увеличиваем до 1-2 столо­вых ложек. Это относится только к продуктам, которые ребенок успел попробовать в микродозах. Любой новый продукт надо снова давать пробовать в маленьком ко­личестве. И если в течение недели не наблюдается нега­тивных реакций, можно уве­личивать объем до 1-2 столовых ложек.

На этом этапе кроха ак­тивно приобретает навы­ки правильного пищевого поведения. Он учится тща­тельно пережевывать пишу. В период между 7 и 10 ме­сяцами жизни многие дети постоянно мусолят то яблоч­ко, то баранку, тренируя на­вык жевания. Они начинают проглатывать пищу (понача­лу малыш может ее выплевы­вать, особенно если хочется взять новый кусочек или что- то показалось невкусным).

Кроха тренируется само­стоятельно доносить ложку до рта, учится пить из чаш­ки. Совершенствуется мелкая моторика: чтобы положить кусочек в рот, ребенок ста­рается захватить его паль­чиками.

Еда в это время начинает уже восприниматься ребен­ком как источник энергии, как способ утолить свой го­лод. Из всего разнообразия блюд на столе малыш выбирает какой-то один продукт, которым старается наесться. Все остальные он тоже мо­жет попробовать, но съест не очень много.

Запивать еду маминым молоком теперь уже не обя­зательно, но и не нужно стре­миться заместить прикормом часть прикладываний к гру­ди. Грудь малыш все еще по­лучает по требованию.

Важно продолжать под­держивать пищевой интерес ребенка и поощрять кроху к инициативе в еде, без не­обходимости не предлагайте еду сами, не кормите с ложки. Кушайте с аппетитом в его присутствии, и пусть он сам оценит, голоден ли, нужна его организму сейчас мамина каша или папин омлет, будет ли он запивать еду водой или маминым молоком? Порции пока небольшие, лучше по­том положить добавки, если ребенок попросит.

На этом этапе малыш учит­ся соизмерять количество еды на тарелке со своими возможностями, не есть, если не голоден, прислушиваться к своим пищевым и энергетическим потребностям, есть аккуратно, слушаться маму (именно она решает, что мож­но и что нельзя за столом).

Третий этап

Он, скорее всего, наступит ближе к первому дню рожде­ния крохи или немного поз­же. Малыш уже хорошо на­учился есть, „как взрослый", сидя у мамы на коленях, умеет обращаться с ложкой, вилкой и чашкой, не переворачивает тарелку, не размазывает вок­руг ее содержимое, не разли­вает на себя сок. Теперь у ре­бенка появляется отдельное место за столом, и он может аккуратно, практически са­мостоятельно кушать вместе со всей семьей.

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Здоровье

    ...
    Яндекс.Метрика

    Copyright MyCorp © 2025 Конструктор сайтовuCoz