|
|
Принципы введения прикорма так сильно поменялись за последнее десятилетие, что тема эта является одной из самых спорных и запутанных. Бабушки уверяют, что прикорм надо начинать в трехнедельном возрасте с нескольких капель свежеотжатого сока. Педиатры старой закалки больше не призывают к таким крайностям, но и сильно поступаться принципами не намерены. Давать сок ребенку они теперь предлагают с трех месяцев. Распространенная рекомендация многих современных докторов — прикорм начинать в четыре-четыре с половиной месяца, если малыш находится на искусственном вскармливании, и в шесть месяцев, если кроха ест исключительно мамино молоко. Может, сроки введения прикорма для каждого ребенка индивидуальны, и в компетенцию педиатра входит решать, когда начинать давать „взрослые* продукты именно вашему малышу? Вовсе нет!
В руководствах по здоровому питанию грудных детей и детей раннего возраста, выпущенных в 2009 году, рекомендовано вводить прикорм не ранее 6 месяцев. Независимо от типа вскармливания ребенка. До шестимесячного возраста кроха, находящийся на исключительно грудном вскармливании, должен получать только мамино молоко. Деткам, которых кормят искусственно, до шести месяцев рекомендована адаптированная молочная смесь и допаивание водой. Минздрав предостерегает от более раннего введения в рацион ребенка иных продуктов и жидкостей, Это связано с тем, что (цитирую документ) „слишком раннее введение прикорма может вызвать диспептические заболевания и пищевую аллергию".
Кроме того, может начаться отставание в росте и развитии из-за того, что питательные вещества, попадающие малышу со „взрослой" пищей, усваиваются не полностью. Детский организм до определенного возраста просто не способен вырабатывать в достаточном количестве нужные ферменты для переваривания твердых продуктов. На этом фоне возрастает риск недостаточности питания.
Медики постоянно проводят исследования в области питания детей грудного возраста. Последнее из них проводила ВОЗ в семи странах мира в 2002 году. Выяснилось, что введение прикорма раньше шести месяцев увеличивает риск заболевания пневмонией и повторяющегося отита из-за снижения общей сопротивляемости организма малышей. Дети, которые кормились только грудью (или адаптированной смесью) на протяжении первых шести месяцев жизни, начинали раньше ползать и ходить по сравнению с детьми, получавшими прикорм вскоре после исполнения четырех месяцев. По всем этим причинам начало прикорма с шести месяцев — это на сегодня официальная рекомендация министерств здравоохранения большинства стран мира. Итак, рекомендации по срокам введения прикорма однозначны, а вот единой схемы, по которой малыша приучают ко взрослой пище, пока нет. Два самых распространенных варианта прикормов — педиатрический и педагогический. У каждого есть как сторонники, так и противники.
Педиатрический прикорм
Цель прикорма—обеспечить ребенка дополнительным количеством энергии и полезных веществ. В Украине педиатры чаще рекомендуют начинать с овощного пюре, в США и некоторых европейских странах — с каши. Вещества, дефицит которых начинает особо ощущаться после полугода, — это железо и цинк. Поэтому в качестве первого прикорма ребенку рекомендуют кашу или овощи, в которых эти минералы находятся в достаточном количестве.
Можно выбрать любую схему, но желательно соблюдать важный принцип: по калорийности и содержанию микронутриентов прикорм не должен уступать грудному молоку или адаптированной смеси. Ведь объем желудка у грудничка небольшой. И если энергетическая ценность пищи ниже, чем у грудного молока, кроха теряет в энергии и питательных веществах. Значит, продукты прикорма должны иметь высокую плотность энергии, а давать их нужно малыми объемами и часто. Слишком жидкая каша, бульон, соки и тому подобные продукты не могут выступать в качестве первого прикорма — для малыша это серьезная потеря в качестве питания!
В некоторых семьях, где детки находятся на искусственном вскармливании, введение новых продуктов воспринимается как возможность экономить на дорогостоящих баночках со смесью. На первых порах прикорм не должен заменять адаптированную молочную смесь, продукты прикорма дополняют, но не заменяют ее. Грудное молоко или смесь еще долгое время будут составлять основную часть дневного рациона малыша.
Что приготовить?
Начинать педиатрический прикорм надо с продуктов, состоящих из одного компонента. Каша должна быть без коровьего молока и сахара и состоять из одного вида зерна. Каши-коктейли из разных сортов злаков содержат большое количество глютена — вещества, которое организм крохи воспринимает с трудом. Предпочтение сначала следует отдать безглютеновым кашам: рисовой, гречневой и кукурузной Позже можно ввести манную и овсяную. Готовить кашу нужно на воде, материнском молоке или привычной для ребенка смеси.
На коробочке с кашей промышленного производства должно быть написано „без сахара, без глютена, без молока, без красителей".
Для первого овощного пюре лучше всего подходят кабачок или цветная капуста (они гипоаллергенны). Начинать с овощного пюре рекомендуют деткам со склонностью к запорам. Пюре должно быть однокомпонентным, без соли и масла. Овощи моют и готовят на пару 15 минут, протирают через сито или взбивают блендером. Можно развести пюре небольшим количеством грудного молока.
В первый раз достаточно дать крохе 1/2 чайной ложки новой еды.
Проследите за состоянием стула и кожи ребенка. Если никакой реакции нет, то
через день- два можно давать прикорм уже в объеме двух чайных ложек. А к концу
недели — 30-
На третьей неделе можно вводить второй овощ. Добавляйте его небольшими
порциями к уже проверенному. Например, к кабачку — морковку. Так, чтобы через
две недели общий объем прикорма составлял около
Если вы замечаете покраснение или шелушение кожи, расстройство стула, прекращайте прикорм этим овощем. Когда пройдет реакция, попробуйте его заменить другим, а к этому вернетесь через какое-то время.
Педиатры считают, что начинать прикорм можно и с детского питания промышленного производства. Для начала берите баночки с пюре из одного овоща, без соли, специй и крахмала. Однокомпонентные продукты позволяют отследить реакцию малыша на новую пищу. Некоторые детки овощное пюре воспринимают не сразу, но за несколько дней терпеливая мама сможет приучить кроху к непривычной еде.
Педагогический прикорм
Это не схема в традиционном понимании, так как в нем нет конкретных рекомендаций
относительно последовательности введения продуктов и их сочетаний.
Этот вид прикорма подходит только тем деткам, которые к шестимесячному возрасту все еще питаются маминым молоком. Задача обучающего прикорма — познакомить ребенка с пищей и научить правильно вести себя во время еды. Педагогический прикорм не ставит своей целью накормить. Он направлен на поддержание естественного интереса к пище и формирование пищевого поведения. Нельзя пытаться накормить человека, если он этого не хочет. Вся инициатива должна изначально принадлежать ребенку: сохраняется принцип кормления по требованию. Малыш не просто открывает рот и ждет, пока в него что- то положат. Он — активный участник процесса.
Почему такое странное название — „педагогический"? Современным родителям больше нравится рассматривать прикорм не как механический перевод ребеночка с жидкого „вида топлива" на твердое, а как знакомство с огромным пластом человеческой культуры приема пищи. В одной семье за столом принято вести непринужденную приятную беседу, в другой действует строгое правило: „Когда я ем, я глух и нем". Европейская семья пользуется ножом и вилкой, азиатская — палочками. И уж точно ни в одном доме никто не выплевывает куски на тарелку и не балуется с едой. Ребенок с огромным интересом впитывает и повторяет абсолютно все!
Мы терпеливо говорим малышу: „Кубик красный, машинка желтая, мячик синий". И ребенок учится, запоминает, развиваются его память и мышление, А как же „кислый, сладкий, холодный, твердый, душистый, рассыпчатый, сочный"? Отложим знакомство с этими понятиями до детского сада, когда настанет пора с боем переучивать кроху, привыкшего лишь пассивно открывать рот под песни, сказки и уговоры? Но ведь самостоятельно доносить до рта ложку с кашей или чашку с водой способен научиться даже полугодовалый карапуз. Так зачем же упускать такие богатые возможности для социализации и раннего развития малыша?
Как пробудить пищевой интерес? Сажайте кроху за общий стол во время семейных трапез в специальный стульчик или держите на руках. Постепенно он заинтересуется процессом еды, захочет подражать родителям, ему любопытно будет узнать, что же такое лежит в тарелках у мамы и папы.
Первый этап введения прикорма
Заметив активную заинтересованность малыша в еде, мама дает ему попробовать крошечную порцию буквально размером с горошинку. За один раз мы можем позволить малышу съесть не более пяти таких микропорций. Предлагаем из того, что едим сами, но при этом стараемся выделить самый лучший и полезный кусочек. Мякоть печеного яблочка, кусочек цветной капусты из супа, горошинку нежирного мясного фарша, крошку каши, глоток компота..
Параллельно с мягкими и пюре образными продуктами знакомим малыша с едой твердой консистенции: яблоко, сушка, банан — все то, что он, удерживая в руках, будет пытаться мусолить и пережевывать. Жидкость предлагаем в объеме одного- двух глотков.
Скорость введения новых продуктов зависит от реакции организма малыша. Самый оптимальный ритм введения прикорма: в один день — один новый продукт. Но если кроха проявляет повышенную готовность к принятию взрослой пищи, можно разрешить ему попробовать в один день еще пару крошек новых продуктов. Только обязательно в разные приемы пищи, с интервалом во времени, например на завтрак и ужин.
Самое главное: малыш ест именно то, что ест его мама, а потом „запивает" новые продукты маминым молоком, в котором содержатся фрагменты веществ, входящих в состав этих продуктов, и фрагменты пищеварительных фермеров, которые организм мамы использовал для их усвоения. Так мы страхуем иммунную систему крохи от аллергических реакций, а детский животик — от возмущений.
Детям, склонным к аллергии, можно разрешить попробовать несколько крошек какого-то одного нового продукта не чаще чем раз в два-три дня. За первый месяц прикорма малыш может успеть перепробовать большинство продуктов маминого рациона, научится их усваивать, полюбит их вкус и продолжит проявлять живой и устойчивый пищевой интерес. Только после этого можно переходить к следующему шагу.
Второй этап
Некоторым деткам требуется больше времени для ознакомительного этапа, другим достаточно и двух недель. Объем съеденного продукта увеличиваем до 1-2 столовых ложек. Это относится только к продуктам, которые ребенок успел попробовать в микродозах. Любой новый продукт надо снова давать пробовать в маленьком количестве. И если в течение недели не наблюдается негативных реакций, можно увеличивать объем до 1-2 столовых ложек.
На этом этапе кроха активно приобретает навыки правильного пищевого поведения. Он учится тщательно пережевывать пишу. В период между 7 и 10 месяцами жизни многие дети постоянно мусолят то яблочко, то баранку, тренируя навык жевания. Они начинают проглатывать пищу (поначалу малыш может ее выплевывать, особенно если хочется взять новый кусочек или что- то показалось невкусным).
Кроха тренируется самостоятельно доносить ложку до рта, учится пить из чашки. Совершенствуется мелкая моторика: чтобы положить кусочек в рот, ребенок старается захватить его пальчиками.
Еда в это время начинает уже восприниматься ребенком как источник энергии, как способ утолить свой голод. Из всего разнообразия блюд на столе малыш выбирает какой-то один продукт, которым старается наесться. Все остальные он тоже может попробовать, но съест не очень много.
Запивать еду маминым молоком теперь уже не обязательно, но и не нужно стремиться заместить прикормом часть прикладываний к груди. Грудь малыш все еще получает по требованию.
Важно продолжать поддерживать пищевой интерес ребенка и поощрять кроху к инициативе в еде, без необходимости не предлагайте еду сами, не кормите с ложки. Кушайте с аппетитом в его присутствии, и пусть он сам оценит, голоден ли, нужна его организму сейчас мамина каша или папин омлет, будет ли он запивать еду водой или маминым молоком? Порции пока небольшие, лучше потом положить добавки, если ребенок попросит.
На этом этапе малыш учится соизмерять количество еды на тарелке со своими возможностями, не есть, если не голоден, прислушиваться к своим пищевым и энергетическим потребностям, есть аккуратно, слушаться маму (именно она решает, что можно и что нельзя за столом).
Третий этап
Он, скорее всего, наступит ближе к первому дню рождения крохи или немного позже. Малыш уже хорошо научился есть, „как взрослый", сидя у мамы на коленях, умеет обращаться с ложкой, вилкой и чашкой, не переворачивает тарелку, не размазывает вокруг ее содержимое, не разливает на себя сок. Теперь у ребенка появляется отдельное место за столом, и он может аккуратно, практически самостоятельно кушать вместе со всей семьей.